Главная - Социальная сфера - Образование

Образование

Решение от 28 апреля 2018 г. № 1080 "О закреплении территорий города за учреждениями образования"


Образовательное пространство г. Барановичи составляет 75 учреждений:

1) 46 учреждений дошкольного образования (из них 2 дошкольных центра развития ребенка),

2) 21 учреждение общего среднего образования (из них 1 лицей, 5 гимназий, 15 средних школ),

3) 1 учреждение специального образования,

4) 1 социально-педагогический центр,

5) 3 учреждения дополнительного образования,

6) 2 воспитательно-оздоровительных учреждения образования,

7) 1 государственное учебно-методическое учреждение (учебно-методический кабинет).

В соответствии с региональной программой «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, целями которой являются повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан, развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность в настоящее время, на первый план выдвигаются качественно новые задачи в области образования.

Одной из приоритетных задач развития дошкольного образования города является выполнение показателей социальных стандартов. Предусмотренные законодательством социальные стандарты в области дошкольного, общего среднего и специального образования выполнены.

Доступность дошкольного образования подтверждается стабильно высоким показателем охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием ― 100%. Дефицит мест отсутствует.

С сентября 2019 года в учреждениях дошкольного образования открыты новые формы дошкольного образования. Это: 55 адаптационных площадок, 19 «Материнских школ». Учитывая потребности и запросы родителей, открыто 11 белорусскоязычных групп, 52 специальные группы, 17 пунктов коррекционно-педагогической помощи.

В системе общего среднего образования обеспечиваются права граждан на выбор обучения на одном из государственных языков (функционируют классы с белорусским языком обучения). Проводится работа по популяризации китайского языка в рамках развития белорусско-китайских отношений: приглашен в качестве учителя китайского языка волонтёр из Китайской Народной Республики, в этом учебном году на базе ГУО «Средняя школа № 7 г. Барановичи» организованы факультативные занятия по китайскому языку. Через 2 года после подготовительного этапа будет открыт класс Конфуция. Решением городского исполнительного комитета открыты специализированные по спорту классы в двух учреждениях общего среднего образования: ГУО «Гимназия №1 г. Барановичи», ГУО «Средняя школа №9 г. Барановичи». В 2019 году расширена сеть классов с изучением учебных предметов на повышенном уровне на 2 и 3 ступени общего среднего образования. Со 2 сентября 2019 года для учащихся III ступени организован образовательный процесс по предмету «Трудовое обучение» по программе профессиональной подготовки. Открыт межшкольный факультатив педагогической направленности в ГУО «Средняя школа №13 г. Барановичи», группа спортивно-педагогической направленности в X специализированном по спорту классе ГУО «Средняя школа №9 г. Барановичи».

Учреждения общего среднего образования г. Барановичи имеют высокие результаты итоговой аттестации: процент отметок высокого и достаточного уровня по итогам 2018/2019 учебного года составил 83%.

Выпускники учреждений общего среднего образования подтверждают свой уровень из года в год в ходе централизованного тестирования. Средний балл по городу 59, 04. Шесть учащихся получили 100-балльный сертификат по учебным предметам.

В 2018 /2019 учебном году продолжалась работа по созданию оптимальных условий для обучения и развития обучающихся с ярко выраженными способностями: городским учебно-методическим кабинетом осуществлялось организационно-методическое сопровождение деятельности Школы олимпиадного резерва, проведение локальных олимпиад. В городе реализуется продуктивное сотрудничество учреждений общего среднего образования с учреждениями высшего образования.

Учащиеся учреждений образования города показывают высокие результаты на областном и заключительном этапах республиканской олимпиады по учебным предметам. В 2018/2019 учебном году учащимися города завоевано 119 дипломов на III этапе (89 дипломов было в 2017/2018 учебном году), 24 диплома на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам (в 2017/2018 году было ― 28 дипломов), 1 диплом на 60-й Международной олимпиаде по учебному предмету «Математика».

Ежегодно учащиеся учреждений общего среднего образования города принимают участие в республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференции). В 2018/2019 учебном году на очном областном этапе презентовалось 12 работ, по результатам завоевано: 1 диплом I степени, 6 дипломов II степени, 5 дипломов III степени. На республиканском конкурсе работ исследовательского характера (конференция) учащихся по учебным предметам «История» и «Обществоведение»учащиеся ГУО «Гимназии №5 г. Барановичи» Купреева Александра и Дедюшко Татьяна были удостоены Диплома II степени за научную работу «Аб чым распавядаюць паштоўкі. Дакументальныя паштоўкі як крыніца інфармацыі па гісторыі», научные руководители Трубило Е. С. и Езерский С. Л..

В настоящее время 278 учащихся г. Барановичи занесены в республиканский банк данных одаренной молодежи.

Учреждения общего среднего образования г. Барановичи являются лучшими в области по результатам итоговой аттестации, демонстрируют нарастание интеллектуальной составляющей полученного образования. В перспективе определено продолжение работы в 2019/2020 учебном году по обеспечению качества образования средствами современных образовательных ресурсов, повышением профессиональной компетентности педагогов, внедрением современных методов управления.

Для нашего города актуально включение учреждений образования в инновационные процессы.

Из года в год количество учреждений, работающих в инновационном режиме, увеличивается: 2015 г. ― 6 учреждений; 2016 г. ― 7 учреждений; 2017 г. ― 10 учреждений. В 2019/2020 учебном году действуют 15 инновационных и 3 экспериментальные площадки Министерства образования Республики Беларусь, в которых задействованы более 200 педагогов.

Главной целью инноваций и экспериментов является формирование личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Основные направления инновационной деятельности учреждений образования города:

1.Новое содержание, методы и формы управления образовательным процессом, его организация:

1) «Внедрение модели эффективного управления гимназией в современных условиях» (ГУО «Гимназия № 4 г. Барановичи», 2018–2021гг);

2) «Внедрение компетентностно ориентированной цифровой модели профориентационной работы как компонента мобильного образования» (ГУО «Гимназия № 5 г. Барановичи»,ГУО «Средняя школа № 14 г. Барановичи», ГУО «Средняя школа № 16 г. Барановичи» 2017–2020гг);

3) «Апробация учебных планов для учреждений общего среднего образования как средство проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения на II и III ступенях общего среднего образования» (ГУО «Лицей № 1 г. Барановичи», ГУО «Средняя школа № 7 г. Барановичи», ГУО «Средняя школа № 18 г. Барановичи», 2017–2020гг).

2.Новые коммуникационные структуры в системе образования, сетевое взаимодействие образовательных учреждений:

1) «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования» (ГУО «Средняя школа № 7 г. Барановичи», 2017–2020гг);

2) «Внедрение модели допрофильной подготовки учащихся в условиях взаимодействия учреждений общего среднего и профессионального образования, семьи и социума» (ГУО «Средняя школа № 19 г. Барановичи», 2017–2019гг).

3.Совершенствование профессиональной компетентности педагога:

1) «Внедрение модели организационно-управленческих условий профессионального развития педагогов в учреждении образования» (ГУО «Гимназия № 2 г. Барановичи», ГУО «Гимназия № 3 г. Барановичи», 2016–2019гг).

4.Развитие социального партнерства и эффективного сотрудничества с родителями:

1) «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся» (ГУО «Гимназия № 1 г. Барановичи», ГУО «Гимназия № 4 г. Барановичи», 2016–2019гг);

2) «Внедрение модели тренинговой технологии работы с родителями в условиях формирования инклюзивного образовательного пространства» (ГУО «Средняя школа № 13 г. Барановичи», ГУО «Средняя школа № 15 г. Барановичи», ГУО «Средняя школа № 17 г. Барановичи», ГУО «Средняя школа № 20 г. Барановичи», ГУО «Средняя школа № 21 г. Барановичи», 2017–2020гг).

Заканчивается работа трех инновационных площадок, но в 2019/2020 учебном году планируется и уже заявлены еще два инновационных проекта на трех площадках: в ГУО «Гимназия № 2 г. Барановичи», «Гимназия № 3 г. Барановичи» инновационный проект «Внедрение модели формирования деловой активности учащихсяна основе вовлечения в предпринимательские проекты» и в ГУО «Средняя школа № 9 г. Барановичи» проект «Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии».

В городе сформирована система обучения и оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с особенностями психофизического развития. Охват коррекционной помощью в 2019/2020 году составил 100 %.

100% учащихся учреждений общего среднего образования вовлечены во внеурочную деятельность на уровне учреждений дополнительного образования и школ города.

Повышению качества общего среднего образования способствует созданная в каждом учреждении общего среднего образования современная информационно-образовательная среда. В учреждениях образования осуществляется поддержка и оснащение учебно-материальной базы на современном уровне. В 2018 году при содействии Ассоциации «Образование для будущего» были открыты STEM-центры в ГУО «Гимназия №3 г. Барановичи» и ГУО «Гимназия №4 г. Барановичи». А 15 февраля был открыт STEM-центр на базе ГУО «Средняя школа №20 г. Барановичи». У учащихся города в распоряжении новая техника, позволяющая воплощать свои креативные идеи и развивать технические навыки, есть пространство, где можно под руководством профессионалов заниматься программированием, конструированием роботов, моделированием или создать свой межпредметный STEM-проект.

Все эти показатели обеспечены работой педагогов нашего города. Образовательный процесс в учреждениях образования обеспечивают 2847 педагогических работников, из них имеют высшее образование 81% педагогов учреждений дошкольного образования и 97% педагогов учреждений общего среднего образования. Квалификационный уровень педагогов города достаточно высок: 59% педагогов учреждений дошкольного образования и 81% педагогов учреждений общего среднего образования имеют первую и высшую категории. 11 педагогов города имеют квалификационную категорию «учитель-методист».

Деятельность системы образования г. Барановичи в 2019/2020 учебном году направлена на достижение конкретной цели: обеспечение качества образования средствами современных образовательных ресурсов, развитием кадрового потенциала, внедрением современных методов управления.

Считаем, что мы уверенно идем к достижению данной цели, так как нами получен по итогам года высокий результат: первое место среди всех регионов Брестской области по критериям оценки деятельности управлений (отделов) по образованию.